Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников

    Первое знакомство с социальной жизнью у детей младшего дошкольного возраста происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие люди играют свои роли.

    Это  родители, воспитатели и узкие специалисты, сами дети – сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою неповторимую индивидуальность. Специальные же методы обучения детей – психолого-педагогические приемы – направленно активизируют его социальное познание.

    В последнее время дети увлечены компьютерами и другими инновационными технологиями, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния» или на время занять ребенка,чтобы выполнить свои домашние дела, но без участия родителей невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

    Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребёнка, к чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству. Решение этих проблем – театрализованная деятельность. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного воздействия на человека.

    По мнению отечественных исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Э. Г. Чуриловой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.В часности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

    Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги в повседневной жизни используют театрализованную деятельность эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

    Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

    Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

    Театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры.

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, деятельность ребенка во многом определена текстом произведения.

    Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды.

    К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Виды театров: настольный театр, фланелеграф, конусный театр,  пальчиковый театр, «театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны,  теневой театр,   ширма, атрибуты для ряженья и многое другое.

    Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для развития творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

    Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *