Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творчества дошкольников: в изобразительной деятельности в рамках требований к дошкольному образованию.»

Художественно- эстетическое воспитание в дошкольном возрасте и предусматривает введение ребенка в мир культуры, деятельности и общения; приобщение к художественному творчеству и развитие творческих способностей, которые не реализуются в полной мере в практике воспитания. Необходимо отметить, что в области эстетического воспитания дошкольников(видеть мир с точки зрения красоты) мы не преуспеваем. Улучшить эстетическое воспитание значит создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлеченности детей занимательным делом. Развитие детского творчества возможно при целенаправленной организации педагогического процесса, так как компонентами творчества выявляются эмоциональный, познавательный и практический опыт ребенка. Творчество — форма активности, инициативности и самостоятельности детей, поэтому именно в дошкольные годы важно приобщить к социокультурным ценностям, выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции. Эффективность воспитания зависит от использования всех эстетических средств развития (предметный и социальный мир, природа, труд, быт, взаимодействия людей), разнообразия художественно- творческой деятельности детей (игра, продуктивная деятельность, театр, музыка, литература, общение). По призванию педагогов и психологов (Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, А.В.Запорожца, А.Г.Асмолова, Т.С.Комаровой и др.) период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного психического развития, ответственным этапом в жизни ребенка, определяющим последующую деятельность человека, так как закладываются основы физического, психического, нравственного и интеллектуального развития.
Одним из средств эстетического воспитания является изобразительная деятельность, которая эффективнее всего формирует личность ребенка, развивает его творческий потенциал. Изобразительная деятельность- это духовно- практическое освоение мира, помогает ребенку познавать мир и эмоционально выразить увиденное через личное отношение к окружающему на бумаге, в глине и других материалах, выполняя задачи всестороннего воспитания. Изобразительная деятельность включает рисование, лепку, аппликацию и распределяется так: 1-я младшая группа- рисование, лепка; 2-я младшая группа- рисование, лепка, аппликация; средняя группа- рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация; старшая группа- предметное и сюжетное рисование, декоративное рисование, лепка, декоративная лепка, аппликация, художественный труд; подготовительная к школе группа- предметное и сюжетное рисование, декоративное рисование, лепка, декоративная лепка, аппликация, художественный труд- работа с бумагой, тканью, природным материалом.
Стандарт дошкольного образования ориентирует на разностороннее развитие детей в привлекательных видах деятельности с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, реализуется интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. При реализации данной образовательной области особую трудность представляет задача развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, чтобы раскрыть потенциал ребенка. С целью воспитания творческой личности необходимо создать условия для педагогической работы с дошкольниками согласно их возрасту (по ФГОС), это
— создание развивающей предметно- пространственной среды для творческой активности детей (уголка по изобразительной деятельности недостаточно на современном этапе), это могут быть центры изобразительного творчества, площадки, творческие лаборатории, мастерские по организации увлекательных дел, включающие стенд занимательных заданий, сенсорные материалы, оборудование для экспериментирования, чтобы ребенок мог заниматься на выбор любимым делом; их вариантность и сменяемость в зависимости от деятельности(рисование, лепка или аппликация); это модель организации образовательной деятельности детей, возможность действовать индивидуально и вместе со сверстниками; накопление опыта социального взаимодействия, эмоционального сближения детей друг с другом.
Правильная организация пространства групповой комнаты создается, чтобы ребенок мог увлеченно заниматься любимым делом и обеспечивает становление самостоятельности, активности, уверенности в успехе путем общения в свободной форме. Главный акцент в стандарте сделан именно на развитие воспитанников через игру, свободный диалог, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, педагогами.
Развитие творчества в изобразительной деятельности предполагает обогащение чувственной сферы ребенка, формирование образной речи, используя упражнения для развития эмоционального словаря, так как художественное освоение мира происходит одновременно с речевым развитием, внимание выразительности речи детей, используя устное народное творчество(загадки, пословицы, сказки), литературные тексты, обогащая словарь эпитетами, сравнениями(упражнения по обогащению словаря можно взять, рекомендуемые Е.И.Тихеевой), например, как красочно и по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Дети приобретают эмоционально — эстетическую культуру, подбирая слова к объектам, описывают, придумывают, оценивают. Творчество ребенка невозможно без развития психических процессов, сенсорной культуры, образной речи, основывающиеся на общности психических процессов.
Для полноценного проведения НОД и отражения полученных впечатлений в деятельности необходимо овладеть умениями рисовать, лепить, вырезать(работа с ножницами вызывает большие трудности), это исполнительная сторона изобразительной деятельности и находится на низком уровне развития у детей, слаба развита моторика(пальцы, кисти рук) и создает немало препятствий, так как мало внимания уделяется действиям с изобразительными материалами и инструментами, выразительным возможностям материала- цвету, линии, форме и т.д. развитая моторика- это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений руки и глаза, самоконтроль за движением руки. Создание изображений вызывает необходимость владения инструментом, умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, способами изображений, при этом положение руки, направленность движения с инструментом в каждом способе действий различна при овладении линией, штрихом, пятном. Перед взрослыми стоит задача- научить приемам работы с разными материалами, освоение средств выразительности: обучение изображению формы предметов(предметное рисование); обучение композиции- пространственному расположению предметов(сюжетное рисование); обучение цветовым соотношениям(декоративное рисование). При постоянном внимании педагогов и родителей, повторении правил в форме историй: правильно сидеть, держать карандаш или кисть, не сжимая в руке, не заходя за пределы листа, вовремя остановить руку, не наклоняться над столом, правой рукой рисуем, левой придерживаем бумагу и др.,- движения руки развиваются успешно и за короткое время.
Педагог должен стать на позицию партнерства- рядом с детьми, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно-исследовательской деятельности и творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Работа должна быть пронизана любовью и творчеством самого педагога к деятельности, природе, искусству, окружению, чтобы передать пристрастие детям. Т.С. Комарова говорила: «С детьми нужно постоянно занимался, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *