«Воспитание экологической культуры дошкольников, через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МАДОУ «Гнездышко» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания Задачи экологического воспитания
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.  1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. 
 2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.  2. Помогать детям самостоятельно, понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал. 
 3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.   3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы. 

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.
В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:
1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Сдуй снежинку с ладошки», «Обними себя» и т.п.);
2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «По грибы» и др.);
3. Подвижные игры («Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Два мороза», «Совушка — Сова» и т.п.);
4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручеек», «Эстафета юного туриста» и др.);
5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.)
Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».
Также в нашем детском саду проводятся занятия — прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых — знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; уроки здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.
Взаимодействовать с окружающей средой (лес, растения, речка) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.
Итак, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности — физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.
Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительное отношение к природе.
Результаты многих исследований проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о том, что каждый третий новорожденный ребенок оказывается больным, лишь 10% детей дошкольного возраста признаны здоровыми. У большинства детей имеется одновременно несколько заболеваний.
Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. Эта зависимость все отчетливее выявляется в последние годы.
Экологическое образование населения — это ключ к росту экологического сознания, формированию экологической культуры и к улучшению экологической ситуации в целом. Оно является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».
Согласно современным данным отечественных исследователей физкультурно-оздоровительная работа позволяет повысить уровень здоровья детей за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей применять физические упражнения в повседневной жизни, способствует формированию активного отношения к своему здоровью. Физкультурно-оздоровительная работа является важным условием профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
В последние годы активизировался поиск путей совершенствования всех направлений дошкольного воспитания, в том числе и физического, разрабатываются новые подходы к его организации, которые соответствуют современному состоянию общества.
Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
В дошкольных учреждениях существует большое количество программ, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и экологического образования как нового направления, но до сих пор нет программы, которая непосредственно решала бы проблемы экологического образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
В этой связи актуальным является разработка и экспериментальное обоснование методики физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решала бы задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности.
Педагогическим аспектом профилактических мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья детей является физкультурно-оздоровительная работа.

Вся система физического воспитания дошкольных образовательных учреждений должна быть направлена наряду с решением оздоровительных задач и на чрезвычайно важные задачи: формирование знаний дошкольников в области физической культуры и экологического образования.
Формирование физической и экологической культуры личности детей во многом обусловлено пониманием его родителями значимости и важности формирования основ культуры ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, приобретением экологических и физкультурных знаний и передача их своим детям.
Методика построена на основе взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями. Знания, которые дошкольники получают в процессе физкультурно-экологической работы, помогают лучше узнать и понять экологические ситуации. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе (физкультура и экология), постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическими упражнениями», которое предусматривает построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.

Физкультурно-экологические занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.
Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезание, метании, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), упражнения дыхательной гимнастики, сезонные упражнения спортивного характера. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы («Ветер-ветерок», «Потянись к солнышку»), а также деятельность в природной среде (уборка территории от мусора, помощь в расчистке от снега, полив растений), предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания («Кенгуру», «Лягушки»). На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»).

Методическое сопровождение физкультурно-экологической работы представлено в виде наглядных пособий и рекомендаций для родителей.
Успех обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;
• созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
• накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
• пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения;

РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При организации физкультурно-экологической работы в дошкольных образовательных учреждениях должна быть скоординирована деятельность всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом и физическом образовании функций.
2. Для осуществления физкультурно-экологической работы в дошкольных учреждениях целесообразно иметь оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги: кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Необходимо использовать нестандартное оборудование для заинтересованности детей: мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины и т.п.
3. Провести предварительную беседу с родителями и педагогами о целях и задачах интегрированных физкультурно-экологических занятий, досугах и беседах экологического содержания и требованиях, предъявляемых к одежде и обуви детей.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений.
В процессе экологического воспитания осуществляется умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме знаний и них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим вырастить «культурного» ребенка и всячески оберегаем его от игр, где можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить. Радует ли самого ребенка такая «культурная жизнь»? Я думаю, что нет.
Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Спорт – самый доступный и надежный источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка, показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.
Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе являются обычные физкультурные занятия на воздухе. Особенно летом. Они расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи. Разнообразные природные условия помогают успешно проводить работу по развитию движений. В работе по развитию движений в природных условиях ценно то, что природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: попасть шишкой в толстое дерево; в корзину, подвешенную на ветке; перебросить палочку через кустик; бросить камешек в лужу, чтобы пошли круги и т.д.
Очень важно использовать не только площадки д/с, но и прогулки на улице с родителями, экскурсии в сопровождении взрослых в лес, парк или рощу. Здесь с детьми можно закрепить: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и «У медведя во бору», «Эхо» и др. В процессе занятий обязательно обращается внимание детей на поведение в лесу: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод. Это все связывается единым сюжетом и проводится комплексное занятие – «Прогулка на природу».
Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *