Почему ребенок не научился говорить правильно?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определённое место. произнесите, например, звук «Ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к нёбу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «Ш» начал звучать по-другому – это не его место. Попробуйте ещё раз произнести «Ш-Ш-Ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «С-С-С». Малейшее отклонение от правильного положения, и звучание звука становится нечистым.
При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает много замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, заба — жаба, вапа – лапа и т.д.) По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения и ошибок становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, ребёнок говорит чисто.
Там, где подвижность языка остается вялой и напряжённой, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

ПОЧЕМУ ЯЗЫК БЫВАЕТ НЕДОСТАТОЧНО ПОДВИЖНЫМ?
Причины этого явления можно условно разделить на видимые:
• различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ, деформация зубов.
• неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся вперёд.
• короткая уздечка языка (подъязычная связка). В норме её длина составляет 1,5 см. если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на коротком «поводке»).
Невидимые – как и все невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие, и он начинает говорить только после 2 – 3 лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточно чистому произношению.
• негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды.
• частые болезни ребёнка в раннем периоде (до 2,5 – 3 лет).
• инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации.
• неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефектное произношение).

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ?
Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки неправильно произносит ваш ребёнок.
Представьте себе, что звуки живут в двухэтажном домике. Одни звуки живут на первом этаже – это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а другие на втором этаже – язык находится за верхними зубами.
Звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» живут на втором этаже и среди них самый главный звук «Ш». Это семейство шипящих звуков. Если ребёнок не умеет правильно говорить звук «Ш», то и остальные звуки этой группы также будут нечёткими. Ваш ребёнок плохо говорит эти звуки – это значит, что язык вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений.
На нижнем этаже живут звуки «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ц». Это семейство свистящих звуков. Глава семьи у них звук «С». Значит, если ребёнок нечисто произносит этот звук, то страдают и другие.
Специально подобранные артикуляционные упражнения помогут вам преодолеть эти проблемы. Главное, вовремя обратиться за помощью к логопеду!

Желаю успехов!

Подготовила Моторина Н.В., учитель-логопед высшей кв.категории

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *