Что такое детское словотворчество?

    «…Взрослые никогда ничего не понимают сами,
    а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста.
    Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» – брошено, «умность» – качество ума, «долгее» – дольше и многие другие.

    К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.
    «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…»
    К.И.Чуковский

    Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
    Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
    Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» – прыжок.
    Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» – помощь, «правдун» – человек, говорящий правду.
    Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» – банан и ананас; «мапин» – мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» – огромный и громадный.
    Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

    Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

    Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

    Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

    Желаю успехов!

    Подготовила Моторина Н.В.,
    учитель-логопед высшей кв.категории
    МАДОУ «Д/С № 10 «Гнездышко»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *