МАГИЯ ТЕЛЕЭКРАНА ИЛИ ТЕЛЕВИЗОР ПРОТИВ ДЕТЕЙ…

    news-150-fernsehen-isoliert-kinder,30650_m_n Технические чудеса, придуманные человеком, порой идут ему не только во благо, но и во вред. Речь идет о телевидении. Все больше и больше людей становятся зависимыми от этих волшебных голубых экранов, особенно страдают наши дети, ведь их психика наиболее подвижна и ранима. Статистика такова, что около 40% детей в возрасте от 6 до 12 лет на первое место в вопросе о свободном времяпрепровождении ставят просмотр телевизора, а не прогулку и занятия спортом. Так что задача нас, взрослых, контролировать процесс просмотра телевизора с целью оградить детей от большого влияния этого чуда техники.

    Влияет ли просмотр телевизора на развитие речи?
    Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия. Дети, которые много времени проводят перед экраном телевизора, имеют мало практики общения.
    Исследователи выяснили, что разрешая своему чаду без ограничений сидеть у телевизора, родители провоцируют у него задержку развития речи. Дело в том, что ребенок, сидя перед телевизором, какие бы передачи он не смотрел, не имеет возможности развивать навыки речи, учиться формулировать свои мысли, расширять словарный запас. Подавляющее большинство просто было лишено практики! Эти дети привыкли проводить дни молча, перед экраном компьютера или телевизора.
    Влияние телевидения на развитие речи
    Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. Как показали специальные исследования, в наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.
    Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет.
    Телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. Даже детские передачи часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия. Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

    1696634003Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий.
    Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телевизора, активнее развивается правое полушарие, отвечающее за эмоциональное развитие, поэтому после длительного просмотра телевизора, дети становятся более возбудимые и беспокойные.
    А маленькие дети в возрасте 3-6 лет вообще воспринимают всю информацию в буквальном, некритичном смысле. Вы замечали, что малыши не понимают юмора, они все воспринимают за чистую монету, им трудно отличить где правда, а где ложь. Так и всю полученную информацию они воспринимают как норму и переносят ее в свою маленькую жизнь, в свои игры, манеру поведения.
    Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

    Есть ли безопасный минимум?
    По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!

    Пути решения проблемы
    Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
    • Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
    • Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
    • Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно:
     разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.).
    • Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
    • Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
    • Играйте с ребенком в подвижные игры.
    • До года ребенку вообще не рекомендуется смотреть телевизор. После – не более одного часа в день до окончания подросткового периода. Также не допускается телевизор в детской комнате, независимо от возраста. Такой жесткий режим рекомендуется детскими врачами многих стран.
    • Очень часто у родителей нет времени заниматься ребенком, и вместо себя они предлагают телевизор. Так вот, нужно постараться не использовать телевизор в качестве электронной няни, даже если вы очень заняты. Можно придумать ребенку занятие, не связанное с просмотром телевизора: это может быть игра в конструктор, рисование, чтение, пазлы. Выбор занятия зависит от возраста ребенка. Оно не обязательно должно проходить с вашим участием, достаточно проявить интерес к занятию ребенка, чем-то помочь, что-то подсказать.
    • Можно вообще выделить один день без телевизора для всей семьи, в качестве стимула и поощрения для ребенка использовав вознаграждение. Это может быть игрушка в подарок, интересная поездка или встреча с друзьями. Замените собой телевизор и займитесь с ребенком тем, что ему особенно интересно или что он вам давно предлагал, а вам все было некогда.
    • Убеждайте ребенка личным примером. Родители, которые сами страдают телеманией, вряд ли сумеют отучить ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – и не только из-за вредного воздействия на нервную систему, но и потому, что вредные привычки усваиваются очень быстро и рано.
    • Просмотр мультфильмов свыше положенного времени вреден, а ребенку очень не хочется расставаться с любимыми героями. Что же делать? Можно вместе с ним нарисовать знакомых героев и придумать про них интересные истории с продолжением.
    • Ежедневно создавайте среду, стимулирующую развитие детей, где человеческая теплота, игры и движение играют главную роль!
    И в заключении, хотелось бы добавить, что нельзя категорично сказать, что телевизор приносит ребенку только вред. Есть много интересных программ, которые обучают и развивают ребенка. По данным различных исследований, дети, которые смотрят в основном образовательные программы, легче адаптируются среди ровесников, обладают более богатым словарным запасом.
    Для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться в большом потоке телевизионной информации, воспитывайте у него правильное восприятие новостей, просматривая совместно телевизионные программы и объясняя то, что ему непонятно. Так что, многое в культуре просмотра телевизора зависит от родителей – от их убеждений и нравственной позиции.
    74643832Родители в первую очередь несут ответственность за нравственное и психическое здоровье своих детей. Не допускайте детского одиночества, того, чтобы его лучшим другом стал телевизор, а не его семья! От того, сколько внимания вы уделяете ребенку, как часто интересуетесь его личной жизнью, вникаете в его проблемы, зависит его выбор. Заботьтесь о своих детях, в будущем они будут вам только благодарны!
    Выводы
    Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
    Моторина Н.В., учитель-логопед высшей кв.категории
    МАДОУ д/с № 10 «Гнездышко», г.Гай

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *