Развиваем речь детей раннего возраста

    Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода.

    Итак, игры и упражнения для развития речи: Звукоподражание и артикуляционная гимнастика
    Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно:
    • гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т.д.
    • давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки.
    • смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал.
    • перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы.
    • пусть ребёнок цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.
    • учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

    Игры, развивающие речевое дыхание .
    Очень полезно дуть – тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д.
    • Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.п.). Например, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: “Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?”. Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

    Игры, развивающие внимание, слуховое восприятие, память, речевой аппарат ребенка.
    • Где позвонили? Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
    • Узнай по слуху. Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.
    • Упражнение на понимание речи. “Зайчики” По лесной лужайке Разбежались зайки, (легкий бег) Вот какие зайки, Зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем “ушки”) Сели зайчики в кружок, (присели) Роют лапкой корешок, (движение рукой) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем “ушки”).
    • Каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
    • Игра – основная деятельность ребенка, поэтому проводите её только в игровой форме, не переходите на “детский язык” (не “сюсюкайте”) сами и просите не делать этого других взрослых.

                                                          Помните, что ваша речь –
                                                           образец для подражания!

    Подготовила Моторина Н.В.,
    учитель-логопед высшей кв.категории
    МАДОУ «Д/С № 10 «Гнездышко»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *