Учим звуки дома

    Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено? Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.Если в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. 

    Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному, в строгой последовательности:

    • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    • автоматизация звука в предложениях;
    • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

    Автоматизация звука в слогах.
    Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Например, при автоматизации звука «Ш» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: ша, ши, шо, шу, затем в обратные: аш, ыш, ош, уш, далее в слоги, где звук находится между гласными: аша, аши, ашо, ашу, ыша, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шпа, шма, шны, шко.
    На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов ш переносом ударения: шá – ша, са – шá, шá – ша – ша, ша – шá -ша, ша – ша – шá .

    Автоматизация звуков в словах.
    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ша – шаг). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
    За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

    • Автоматизация звука «ш» в простых односложных словах (звук в начале слова): шаг, шёл,шум,шить.
    • Автоматизация звука «ш» в простых односложных словах (звук в конце слова): наш, ваш, душ.
    • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: шла, шкаф, шпиль, шлем.
    • Автоматизация звука «ш» в простых двусложных словах (звук в начале слова): шина, шило, шуба, шипеть.
    • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): нашёл, Маша, малыш и др.
    • Автоматизация звука «ш» в двусложных словах со стечением согласных: школа, башмак, вишня, мишка.
    • Автоматизация звука «ш» в трёхсложных словах без стечения согласных: Наташа, малыши, хорошо.
    • Автоматизация звука «ш» в трёхсложных словах со стечением согласных: парнишка, мартышка, ватрушка.
    • Автоматизация звука «ш» в четырёхсложных словах без стечения согласных: капюшоны.

    • Автоматизация звука «ш» в четырёхсложных словах со стечением согласных: Аленушка.

    Автоматизация звука в предложениях.
    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
    У Маши шляпа. Малыши шагают в школу. Река широкая. У реки камыши.

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
    Ша-ша-ша – Маша хороша;
    Шу-шу-шу – шубу, шапку я ношу;
    Ши-ши-ши – играют малыши.

    Мы кормили нашу Машу.
    Маша, Маша, кушай кашу!

    Советы

    Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.
    Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
    Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

    Желаю успехов!

    Подготовила Моторина Н.В.,
    учитель-логопед высшей кв.категории
    МАДОУ «Д/С № 10 «Гнездышко»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *