Знакомим детей с традициями русского народа.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции. И возможно оно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Важно осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом. Бездуховность — свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Почитание родной земли, природы, Родины — фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

Знакомство с народными промыслами:
Матрешка — настоящая русская красавица. В нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то — серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами — ягодами; дымковская игрушка, хохлома, гжель, платки Павловского посада восхищают русскими мастерами.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Общаясь с детьми, для большего понимания смысла обычаев, обрядов, необходимо, использовать фольклорные произведения.
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают народные и православные праздники.
Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Одна из задач нравственного воспитания дошкольников — воспитание милосердия, сострадания, умения прощать обиды.
Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, формировать доброе отношение к близким.
Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа является залогом будущего возрождения наших прежних традиций и устоев, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *