• Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Обучение музыкальным движениям

image1 Перед дошкольными учреждениями стоят очень ответственные социальные задачи: воспитывать, обучать и готовить к жизни новое поколение людей — успешных, талантливых, инициативных, творческих. Музыкальное воспитание в этом плане очень важно для детей дошкольного возраста. Особое место музыки объясняется возрастными особенностями дошкольников и эмоциональной природой музыки.
Для музыкального развития дошкольников используют различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.
Музыкальному движению отводится одно из нейтральных мест в системе музыкального воспитания детей. Это связано с двигательной природой ребенка, которому свойственно находиться в движении. Даже воображение ребенка, по мнению Л.С. Выготского, имеет двигательный характер. Кроме того, «в музыкальном движении формируется вся система музыкальных способностей, и прежде всего главный ее компонент — эмоциональная отзывчивость на музыку» (К.В. Тарасова). Музыкальное движение рассматривается и как средство анализа музыкального произведения, его ритмической структуры, поэтому данный вид музыкальной деятельности становится приоритетным с точки зрения развития чувства ритма и музыкального мышления. Поэтому необходимо научить ребенка владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыки. Но, как правило, музыкальные руководители не имеют достаточных знаний и опыта работы в этом направлении. Проработав в этой должности несколько лет, обратила внимание на то, что на музыкальных занятиях мои воспитанники часто разучивают и исполняют танцы и упражнения формально, безрадостно, чисто механически копируют показанные движения, а задания творческого характера и вовсе ставят их в тупик. Кроме того, не все дети одинаково справляются с теми или иными двигательными задачами. Опыт работы в этом направлении показал, что проблема развития музыкальных движений у детей разработана недостаточно. Ее решение требует введения в образовательный процесс современных инновационных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность дошкольников , направленную на достижение определенной цели.
Мое внимание привлек метод преподавания музыкального движения, входящий в программу «Гармония» (К.В. Тарасова, Т.В, Нестсренко, Т.Г. Рубан), который был разработан в России еше в 20—30-х гг. XX в., на основе систем Ф. дель Сарте, Э. Жак-Далькроза и художественной деятельности А. Дункан — выдающейся танцовщицы конца XIX — начала XX столетия. Она танцевала босиком в свободной греческой тунике абсолютно оригинальные и необыкновенно выразительные танцы, которые создавала сама и называла «Танцами будущего». Язык метода А. Дункан — язык свободных, естественных и выразительных движений. Среди ее последователей была Стефанида Дмитриевна Руднева, объединившая своих подруг в кружок под названием «Гептахор» (от греч, «пляска семерых»), где они сначала подражали А. Дункан, а йогом стали создавать и свои творческие работы. С.Д. Руднева полностью посвятила себя этим занятиям, развитию метода музыкального движения.
Именно этот метод музыкально-двигательной работы с детьми как наиболее соответствующий возрастным особенностям дошкольников и естественно входящий в систему их музыкального воспитания привлек мое внимание. А поскольку он органично составлял один из разделов программы развития музыкальности «Гармония», я посчитала его наиболее приемлемым для работы с дошкольниками в решении возникшей проблемы.
Согласно рекомендациям авторов программы «Гармония», занятия по музыкальному движению проводятся в виде специальных доминантных, что, по моему мнению, оправдано. При этом для педагога открываются большие возможности наиболее полно охватить все направления работы по данному виду музыкальной деятельности, осуществить дифференцированный подход к детям, выявить их уровень развития музыкальности и двигательные возможности, а также создать условия для первых творческих проявлений каждого ребенка. Занятия проходят в три этапа.
Начальный этан занятия — разминка, основные задачи которой — разогрев двигательного аппарата детей, снятие эмоционального и мышечного зажима. В разминке я использую игры со словом и музыкой, пальчиковые игры, упражнения, предложенные авторами программы и собственные. Как правило, все они связаны одной общей темой, сюжетом или общими задачами.
Эмоциональный настрой детей осуществляется во взаимосвязи с мотивацией дальнейшей деятельности на занятии. Этот прием позволяет поддерживать интерес у детей к происходящему и активно участвовать в занятии, а педагогу — удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.
Второй этап занятия — подготовительная часть. Здесь основными задачами выступают работа над ориентировкой в пространстве, основными и танцевальными движениями, изобразительными движениями и жестами.
Особое внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительным жестам, которые лежат в основе образно-двигательного этюда. В программе «Гармония» предложен широкий выбор упражнений, игр со словом и музыкой, благодаря им эти задачи решаются успешно. Необходимо отметить, что набор упражнений и игр зависит от содержания основной части занятия, которая может состоять из музыкально-двигательного этюда или разучивания танца.
Третий этап занятия — основная часть. Подготовительные упражнения подводят к этюду, танцевальной композиции или игре-драматизации как к итогу определенного этапа работы. Творческие этюды — главная часть метода по музыкальному движению. С помощью выразительных свободных движений, характер которых определяется содержанием музыкального произведения, дети могут рассказать о понятных и близких им явлениях.
Реализация программы «Гармония», а также теоретико-концептуальные основы, заложенные в содержание музыкальной деятельности, позволили классифицировать методы обучения музыкальным движениям, выделив наиболее значимые: наглядный, словесный, практический, моделирующий.
К наглядному методу относится показ движений разной значимости.
Предварительный показ от начала до конца танцевальной композиции или этюда. Его цель — раскрыть художественный образ в единстве эмоционального и технически совершенного исполнения.
Вовлекающий показ — одновременное движение с детьми. Его цель — поднять эмоциональный тонус и увлечь воспитанников своим примером.
Сотворчество — совместное с детьми творчество. Его цель — включить их в исполнение творческой танцевальной композиции на основе импровизации и выразительности создаваемых образов.
Показ техники движений. Применяется в большинстве случаев в старшем дошкольном возрасте. Его цель — покомпонентное разучивание сложных движений.
Нарядное дополнение к словесному объяснению.
Подсказывающий показ деталей, технических приемов.
Безусловно, во время разучивания для каждого этюда, танца подбираю наиболее подходящие из выделенных показов движения.
Словесный метод предполагает объяснение последовательности выполнения движений, ориентировки танца или этюда. К словесным методам отношу анализ музыки, образное слово и сравнение.
Практический метод — самостоятельные движение детей — освоение элементов танца или этюда через собственные двигательные ощущения. Причем в младшем и среднем возрасте — это работа над свободными естественными и выразительными движениями, а в старшем — непосредственно над техникой их исполнения.
Моделирующий метод при обучении музыкальным движениям заслуживает особого внимания. По моему мнению, это прием условного замещения образа или моделирование пространства. Так, при обучении детей младшего возраста ориентировке в пространстве, в частности движению по воображаемому кругу, у малышей возникают трудности. Модель «Солнышко», которая выкладывается на ковре из обруча и гимнастических палок, позволяет им не только свободно ориентироваться в пространстве, двигаясь вокруг условных солнечных лучиков, но и вызывает яркие эмоциональные впечатления. В старшем дошкольном возрасте прием моделирования чаще используется для ознакомления с рисунком танца. На магнитной доске, которая представляет собой модель музыкального зала, рас¬полагаются условные изображения мальчиков и девочек, их перемещения сопровождаю со¬ответствующими объяснения¬ми. Далее детям показываются перестроения, содержащиеся в рисунке танца или этюда. Этот прием, очень любимый детьми, позволяет вдвое сократить время разучивания танца, а также лучше запомнить последовательность танцевальных движений и свободно, а не механически ориентироваться в зале.
Особое внимание уделяю развитию чувства ритма. Для этого используются как имеющиеся музыкально-ритмические игры, например «Ритмическое эхо», «Ритмический телефон», «Ритмические загадки». Особым успехом пользуются у детей ритмические таблицы, по которым, «прочитав» их можно воспроизвести тот или иной ритмический рисунок. В работе с таблицами у до¬школьников развивается не только слуховая, но и зрительная память.
В процессе деятельности по обучению музыкальным движениям осуществляется дифференцированный подход к детям в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
Использование музыкальных движений поддерживает интерес ребенка, ощущение успеха, Естественные движения даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве. Двигаясь выразительно, отображая музыкально-художественные образы, различные по характеру музыкальные произведения, воспитанники становятся гораздо более уверенными в себе, раскрепощенными, эмоционально обогащенными. Музыкальные движения способствуют формированию у детей культуры, развивают музыкальные способности, помогают реализовать творческие способности в процессе музыкального воспитания,

Литература
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2004.
Музыкальное воспитание до¬школьников: новые программы и технологии. Мат-лы межрегиональ¬ной науч.-практ. конф. Ростов н/Д.. 2007.
Тарасова К. В. Гармония, Про¬грамма развития музыкальности у детей. М„ 2002.
Тарасова К.В. Онтогенез музы¬кальных способностей. М., 1988.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *