Все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны начинает заниматься вопросами экологического образования.
Слово «экология» становится популярным и в дошкольной педагогике, однако слабое методическое обеспечение и отсутствие необходимой подготовки кадров в этой области зачастую приводят к неправомерному употреблению понятий «экологический», «экология», к значительным разночтениям в понимании целей, задач, содержания и методики экологического образования.
Ряд детских садов идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические».
Более того, во многих разработках встречается неверное толкование самой экологии, присутствует ряд биологических, географических, экологических ошибок, кочующих из работы в работу.
Анализ большого количества литературных материалов: монографии, сборники, статьи, а также материалов дошкольных учреждений, представленных на разнообразные конкурсы и в редакции журналов, позволяет утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.
Традиционные для отечественной педагогики подходы (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях.
Такой подход подразумевал с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.
Так, В.А. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.
С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы как ознакомление с окружающим миром, природой.
Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому образованию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако, механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным.
Отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений зачастую пытаются перенести содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад.
При этом информация недостаточно адаптируется, слабое понимание самим воспитателем экологических проблем приводит к тому, что он старается строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, зачастую недоступной и ненужной для дошкольников.
Такой подход ведет к потере интереса детей к предмету и перегрузке излишней информацией. Содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя их необходимо учитывать при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.
Важным фактором формирования системы экологического образования в дошкольных учреждениях является не только заинтересованность непосредственно коллектива детского сада и руководителей образования в регионах, но и наличие доступной, интересной, методически обеспеченной программы, возможность сотрудничества и непосредственного контакта с авторским коллективом.
Дошкольный возраст является первой ступенью непрерывного экологического образования. А использование элементов фольклора несёт в себе огромный воспитательный заряд, знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает.
Музыка должна стать еще одним средством вашего общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для вас музыка несет содержание, что вы внимательны к ней, что она рождает у вас определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или, напротив, пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку.
Целенаправленная система экологического образования может стать средством экологической культуры (Зверев).
Экологическая культура — сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; своё начало она берет в дошкольном детстве. Воспитание экологической культуры — одно из важных направлений всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях в детском саду: освоение основ экологии и воспитания экологической культуры детей должно сочетаться с другими видами деятельности, обеспечивающими разными способами их осознание ценности при¬роды. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев … Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель и исследователь. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский музыкальный фольклор.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни и былины) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши и т.д.) , которые дошли до нас из глубины веков. Причина такой долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. [1 c. 104]
Горький А.М. писал «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [2 c. 115].
Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Детский фольклор — это поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).Такой системы в классификации придерживается Аникин В.П. [3 c.26]
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С, Капицы О.И. [4 c. 58]
Все образцы разделены на 3 раздела.
1. Календарный фольклор
2. Потешный фольклор
3. Игровой фольклор.
Для формирования у дошкольников экологической культуры особо важен календарный фольклор. Что же собой представляет календарный фольклор?
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т.д. Собственно детский календарный фольклор — заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или в иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора — один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
К наиболее распространённым и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращённые к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далёких языческих времён: пережитком давно забытых верований звучит обращение «её деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает ещё один жанр — приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо;
к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.[4 c.68]
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка — это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка, а значит и воспитывает любовь к природе, всему живому. Большинство жанров малых форм — это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к музыкальному фольклору во взаимосвязи с экологией — тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Приобщаясь к детскому музыкальному фольклору, дети учатся замечать красоту родной природы. В процессе таких занятий, досугов, праздников детям прививается любовь к домашним животным, птицам, насекомым. Дети изучают их образ жизни. Экскурсии в лес формируют знания о лесе, луге, развивают творческую и познавательную активность. Музыкально- театрализованные представления прививают детям любовь к живой природе, знакомят их с попевками, песнями о животных и насекомых.
Вся работа направлена на развитии представлений о многообразии насекомых, птиц, животных нашего региона, учат бережному отношению к живой природе, формируют экологические убеждения, экологическую культуру. Наблюдения за детьми, проведённая диагностика показали, что дети научились распознавать факторы отрицательного воздействия на природу, на жизнь растений и животных. У детей развивается отзывчивость, сочувствие ко всему живому.
Музыкальный фольклор обладает мощной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем нас мире, тепло, доброта, уважение и милосердие ко всему живому — это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным да и всем людям! [5 с.4]
Литература:
1. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. — М.,Советский композитор, 1988. с.104
2. Горький А.М.Заметки. Т.2. — с.382
3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1957. с. 26
4. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. — М., 1971. с.58 — 68
5.Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. — В., 2006. с.4