Без памяти — нет традиций,
Без традиций — нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности…
Г.Н.Волков
Главная цель педагогического воспитательного процесса — всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из уникальных, эффективных и эмоционально-окрашенных средств с огромными дидактическими, коррекционными и воспитательными возможностями является фольклор. Уже с раннего возраста необходимо приобщать детей к родной культуре, так как дошкольное детство считается сенситивным периодом для развития мышления, речи и музыкальных способностей.
В современном обществе речь всё чаще выполняет только деловую и информативную функцию, что ведёт к потере её индивидуальности и эмоциональности. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет. Для решения данной проблемы многие педагогические работники обращаются к возможностям народного творчества. Народные песни и пляски, игры и хороводы, потешки и небылицы вызывают у детей живой эмоциональный отклик, способствуют развитию голосового и артикуляционного аппарата, интонационной выразительности и музыкальности речи, обогащают словарный запас, вызывают чувство радости и стимулируют силы и возможности ребёнка. Они легкодоступны для восприятия, запоминания и воспроизведения даже дошкольниками с тяжёлой речевой патологией.
Выдающийся психолог и философ С.Л.Рубинштейн отмечал, что речь маленьких детей яркая и выразительная, но неосознанна и импульсивна. Только у детей старшего дошкольного возраста появляется осознанность в использовании основных средств выразительности речи.
Известно, что помимо нарушения основных компонентов речи (звукопроизношения, слоговой структуры, словаря, грамматического строя, фонематического слуха) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) просодическая сфера (просодика — сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, позволяющий выразить в предложении различные синтаксические значения и категории, а также экспрессию и эмоции). Если эти трудности не преодолеть в детском возрасте, они будут мешать коммуникации с окружающими, могут способствовать развитию закомплексованности, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе и не позволит детям раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности. Использование фольклорных форм в воспитательно-образовательной и коррекционной работе с дошкольниками с ОНР способствует решению данных проблем. При этом важную роль играет включения фольклорных форм в разные виды деятельности.
Музыкальный руководитель наряду с учителями–логопедами и воспитателями должны решать коррекционные задачи, которые тесно переплетаются с музыкальными:
* развитие общей и мелкой моторики;
* звуковое внимание;
* ритмического чувства;
* певческого дыхания;
* артикуляционного аппарата;
* выразительности речи, пения и движения;
* чистоты интонации в пении;
* координации движений;
* коммуникативных качеств и др.
С помощью произведений народного творчества можно решать многие задачи по развитию речи и музыкальных способностей у детей с речевыми нарушениями. Первое знакомство воспитанников с фольклором начинается с малых форм: прибауток, попевок, приговорок, закличек, колыбельных. Песенки-миниатюры, такие как «Ладушки», «Петушок», доступны детям младшего возраста, они просты по мелодии и понятны по содержанию. Лаконичны, построены на повторении одной музыкальной фразы, не требующих быстрых темпов, исполняются певуче с хорошей дикцией.
Более сложные по содержанию и большие по объёму песни, такие как «Скок-скок», «Комара муха любила», любимы детьми старшего дошкольного возраста. Песни могут инсценироваться, исполнятся с приплясом, жестикуляцией, в сопровождении музыкального инструмента.
В работе по развитию двигательных навыков детям нельзя обойтись без использования русских народных плясовых движений: топотушек, приседаний, кружений и т.д. При изучении народных плясок у дошкольников развивается координация, слаженность и выразительность движений. Народные плясовые мелодии подкупают своей жизнерадостностью, ритмичностью, в них заложена возможность к импровизации.
Музыкальный слух, ритмические, координационные и творческие способности особенно интенсивно развиваются посредством элементарного музицирования на русских народных шумовых инструментах.
Игра с пением и движением, хороводы, занимающие ведущее место в детском творчестве, способствуют формированию у воспитанников внимания, умение правильно воспроизводить мелодию, развивать чувство ритма, память, согласованность пения и движения. Народные игры с пением и движением — ещё один способ приобщения детей к народным традициям и получения первых навыков танцевальных и театральных действий.
Использование разных форм фольклора, особенно в рамках организуемых в детском саду мероприятий. Обеспечивает полное погружение ребёнка в отечественную культуру с её самобытностью и уникальностью.
Обращение к русскому народному творчеству обогатит внутренний мир дошкольников, в будущем поможет им стать мыслящими и творческими людьми, ценить и сохранять родную историю, культуру и духовность поколений.