• Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Учим звуки дома

Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено? Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.Если в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. 

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному, в строгой последовательности:

• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Например, при автоматизации звука «Ш» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: ша, ши, шо, шу, затем в обратные: аш, ыш, ош, уш, далее в слоги, где звук находится между гласными: аша, аши, ашо, ашу, ыша, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шпа, шма, шны, шко.
На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов ш переносом ударения: шá — ша, са — шá, шá – ша — ша, ша — шá -ша, ша – ша — шá .

Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ша – шаг). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

• Автоматизация звука «ш» в простых односложных словах (звук в начале слова): шаг, шёл,шум,шить.
• Автоматизация звука «ш» в простых односложных словах (звук в конце слова): наш, ваш, душ.
• Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: шла, шкаф, шпиль, шлем.
• Автоматизация звука «ш» в простых двусложных словах (звук в начале слова): шина, шило, шуба, шипеть.
• Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): нашёл, Маша, малыш и др.
• Автоматизация звука «ш» в двусложных словах со стечением согласных: школа, башмак, вишня, мишка.
• Автоматизация звука «ш» в трёхсложных словах без стечения согласных: Наташа, малыши, хорошо.
• Автоматизация звука «ш» в трёхсложных словах со стечением согласных: парнишка, мартышка, ватрушка.
• Автоматизация звука «ш» в четырёхсложных словах без стечения согласных: капюшоны.

• Автоматизация звука «ш» в четырёхсложных словах со стечением согласных: Аленушка.

Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
У Маши шляпа. Малыши шагают в школу. Река широкая. У реки камыши.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Ша-ша-ша – Маша хороша;
Шу-шу-шу – шубу, шапку я ношу;
Ши-ши-ши – играют малыши.

Мы кормили нашу Машу.
Маша, Маша, кушай кашу!

Советы

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Желаю успехов!

Подготовила Моторина Н.В.,
учитель-логопед высшей кв.категории
МАДОУ «Д/С № 10 «Гнездышко»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *