• Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Готовим детей к школе

444c1898125d99a0abe6788566c0797fПроблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

 В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Ведь многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Хотя, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но, прежде всего надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

 Как же психологически подготовить ребенка к школе?

У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».
Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.
Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учители.

 Следующим условием успешной учебы является выработка у ребенка умения преодолевать трудности.

Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно, слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

 Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные.

Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. Многие дети часами сидят перед телевизором, перед компьютером, а ответить на простейший вопрос о временах года не могут, не знают название месяцев, дней недели. У детей ограниченный кругозор. Дети плохо знают детские художественные произведения. (Только «Репка», «Колобок», не знают «Муху-Цокотуху», «Мойдодыр», сказки Пушкина.)
Надо знакомить детей с художественными произведениями, в ходе этого он научится внимательно слушать.

 Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе.

Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.
Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

 Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность — это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой.
При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.

Памятка взрослым.
-Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня.

-Никогда не говорите ребёнку, что он плохой. Отношения должны быть рабочими. Состояние учёбы не должно быть приговором в дальнейшей жизни.

Запомните!

 Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути.

 Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах.
Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор, занятия лепкой, аппликацией, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Занятия лепкой.
У детей проблема с развитием мелких мышц руки, значит, проблема будет с письмом.
Чтобы этого не было, нужно чаще лепить, не только из пластилина, но из теста.
Детям интереснее даже работать с тестом, полученные фигуры можно выпекать в духовке и раскрасить.
Также для развития мелкой моторики руки хороши игры с мячами разного размера, фактуры, материала. Выполняют упражнения: катание, броски, точное попадание и многое другое.
Можно рассыпать разные мелкие предметы на столе и попросить ребёнка собрать их по одному так, чтобы не задеть рядом лежащие.
 Ребенок должен обладать, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

1.Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
2.Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
3.Увеличивайте словарный запас ребёнка.
4.Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
5.Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребёнка продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
6.Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
7.В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
8.Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел.
9.Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
10.Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.
11.Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *