Возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.
В этом возрасте ребенок:
- Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии.
Развитие психических процессов
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие: различают и называют основные цвета, их оттенки; форму фигур; величину объектов.
Внимание: возрастает устойчивость внимания; объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.
Память: запоминают 5-6 объектов.
Мышление: развивается образное мышление; в уме могут совершить преобразование объекта; происходит развитие схематизированных и комплексных представлений, представлений о цикличности изменений; наблюдается способность к обобщению. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Могут учитывать два признака. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения.
Воображение: возраст характеризуется расцветом фантазии. Сочинения достаточно оригинальные с последовательно разворачивающимися историями.
Речь: продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи; дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки; развивается выразительность речи; совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Желает показать себя миру. Ребёнок часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Овладевает собственным поведением. У ребёнка существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, приписывая себе его качества. Появление Я — идеального, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что у ребенка появляется не столько интерес к изучаемым дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
- На шестом году жизни ребенка появляется новый тип взаимоотношений со сверстниками.
Это, во-первых, развитие речи, которое не препятствует взаимопониманию.
Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Дети самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.
Ребенок начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Появляется интерес к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и малозаметных, не представляющих интереса для остальных.
- Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
- Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
- Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).
- Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.