В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием других, жалобы. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “поставить себя на место другого ” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Родители, ограждая детей от своих взрослых проблем, часто скрывают свои чувства. Это видят дети. Замкнутость родителей вызывает отстранение детей. Детям мало достается теплых слов и внимания взрослых. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы общения, детей друг с другом. Дети копируют эмоции взрослых. Родителям необходимо всё больше уделять внимание своим детям. Чаще слушать своего ребёнка. Зная внутренний мир своего повзрослевшего ребёнка можно найти способы выхода из различных негативных эмоциональных состояний.
В возрасте 6 -7 лет, у детей, меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Эмоциональная сфера детей данного возраста сама по себе качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому взрослым необходимо обратить внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.